Жертвами телефонных мошенников стали уже тысячи жителей Казахстана. Злоумышленники представляются сотрудниками банков или силовых структур, а после обманом выманивают у ничего не подозревающих граждан конфиденциальную информацию, оформляя затем кредиты от их имени.
Правительство Республики ведет активную борьбу с телефонными мошенниками. Уже начал работать Центр по обмену данными о мошеннических транзакциях (Антифрод-центр), деятельность которого направлена на пресечение финансовых операций, совершаемых злоумышленниками.
Запуск Антифрод-центра стал результатом совместной работы кредитно-финансовых организаций и правительства Казахстана. Он представляет собой технологическую платформу, к которой подключены банки, МФО и правоохранительные органы, а также операторы сотовой связи. Все они обмениваются друг с другом данными о мошеннических действиях в режиме реального времени, что позволяет оперативно выявлять и блокировать подобные транзакции.
Согласно статистике, предоставленной Национальным банком, благодаря Антифрод-центру уже удалось предотвратить около 400 случаев кражи денег телефонными мошенниками. Это позволило сохранить 30 млн тенге, принадлежащих гражданам Казахстана.
Также в рамках борьбы с телефонными мошенниками в феврале 2024 года жителям Казахстана стала доступна возможность добровольного отказа от получения кредитов. К настоящему моменту ей уже воспользовалось около 400 000 казахстанцев. Добровольный отказ действует в течение 6 месяцев. Данные о нем отображаются в кредитной истории конкретного гражданина, которую обязаны запрашивать банки и МФО (на ломбарды и некоторые другие финансовые организации это правило не распространяется) при рассмотрении заявки на кредит или микрокредит. При наличии активного отказа они не имеют права выдавать средства.
Начиная с 1 сентября заемщики, которым, несмотря на активный отказ, одобрили заявку, будут освобождены от ответственности за погашение задолженности. Согласно требованиям АРРФР, выданный кредит или микрокредит должен быть списан без каких-либо последствий для гражданина, ставшего жертвой телефонных мошенников.
Также с 1 октября банки и МФО будут обязаны передавать в кредитные бюро данные обо всех поступивших от граждан заявках в режиме реального времени. Финансовый регулятор пытается сделать невозможной так называемую «кредитную карусель». Пользуясь тем, что сведения о заявках поступают в кредитные бюро не моментально, телефонные мошенники оформляли сразу несколько кредитов, поскольку банки и МФО не могли объективно оценить уровень долговой нагрузки потенциального заемщика.